Проект "Отото" (ototo) wrote,
Проект "Отото"
ototo

Category:

Вавилон и пять поэтов




Наш друг Ототограф, знаток поэзии и Библии, продолжает создавать для нас подборки из пяти стихотворений разных авторов, посвященных одному библейскому персонажу или сюжету. Мы начали с Ионы, потом перешли к Моисею и Аврааму. Сегодня — стихи про вавилонский плен, одно из самых трагических и ярких событий истории. Кстати, мы с удовольствием добавляем к подборке Ототографа любимые тексты наших читателей, предложенные в комментариях. Встречайте: Вавилон и пять поэтов.




ВИКТОР СОСНОРА

***


Как Израиль был испепелен и пленен,
стал рабом твоим, Вавилон.

И, колени склонив, государства отцы
победителям даровали дворцы.

Как трудящемуся независимый труд:
плуг, топор, и лопата…и кнут.

Та толпа, что толпилась в труде и борьбе,
воздвигала подвалы и тюрьмы себе.

Все в работу пошло: и противовес,
шнур и гиря, и Книга Чудес.

И хранитель, что храм Иеговы хранил,
храм убийц подметал, Иегову хулил.
И никто не почувствовал: это конец.

Только арфу на вербу повесил певец.


ЮЛИЙ КИМ

***


Там, возле рек вавилонских,
Как мы сидели и плакали.
К нам приходили смеяться:
«Что вы сидите и плачете?
Что не поёте и пляшете?»
О! О! О!

Ерушалаим, сердце моё!
Что я спою вдали от тебя?
Что я увижу вдали от тебя
Глазами, полными слёз?

Там, возле рек вавилонских,
Нет нам покоя и радости.
Там, под плакучею ивой,
Арфы свои изломали мы,
Струны свои изодрали мы. −
О! О! О!

Там, возле рек вавилонских,
Жив я единственной памятью.
Пусть задохнусь и ослепну,
Если забуду когда-нибудь
Камни, объятые пламенем,
Белые камни твои.

Ерушалаим, счастье моё!
Что я спою вдали от тебя?
Что я увижу вдали от тебя
Глазами, полными слёз?..


ВАЛЕРИЙ МИТРОХИН


Мы пятую не создавали колонну,
Хотя и могли бы наверно.
Мы просто повесили арфы на вербы,
Чтоб песни не петь Вавилону.

Мы петь разучились в плену у Набукко.
Нам петь запрещали тоска и разлука,
Без родины жить – нестерпимая мука!

Поэтому арфы висели на вербах –
На ветках плакучих деревьев неверных.

Лишь ветер ночной проходился по ним,
И струны шептали: «Иерусалим!»


АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ


Мы ждем и ждем гостей нежданных,
И в ожиданьи
Ни гу-гу!
И все сидим на чемоданах,
Как на последнем берегу.

И что нам малые утраты
На этом горьком рубеже,
Когда отрублены канаты
И сходни убраны уже?

И нас чужие дни рожденья
Кропят соленою росой,
У этой -
Зоны отчужденья,
Над этой –
Взлетной полосой!

Прими нас, Господи, Незванных,
И силой духа укрепи!
Но мы сидим на чемоданах,
Как пес дворовый на цепи!

И нет ни мрака, ни прозренья,
И ты не жив и не убит.
И только рад, что есть – прозренье,
Надежный лекарь всех обид.


СЕРГЕЙ СТРАТАНОВСКИЙ

Из «Библейских заметок»


Вот и вернулись домой
                   из восточного долгого плена
Мы — потомки Иакова,
                   богоизбранный, царственный род.
Плакали мы, увидав,
                   в разорении наши жилища
Наши сады в запустеньи
                   и в развалинах храм Соломонов.

Был среди нас человек,
                   называвший себя прозорливцем,
Лидером рода, хранителем
                   букв и рассказов священных.
Гневно он нас укорял
                   в отступленьи от норм стародавних
Звал к искупленью грехов,
                   вербовал на ударную стройку
Нового дома Господня.

Помню, из первых и я
                   записался тогда добровольцем
Вкалывал год словно раб
                   а потом за усердье в прорабы
Произведен был пророком,
                   программистом народного счастья.

Помню то утро, когда
                   привезли на подводах снабженцы
Кедров ливанских стволы
                   для закладки в священные стены.
Взяли мы их на ремни,
                   но сорвался ремень и свалился
Кедр, изувечив меня.

И вот с тех пор я — калека,
                   попрошайка под стенами храма
Ввысь устремленного, в небо,
                   к Господу наших молитв
Клянчу на хлеб каждодневный
                   и пытаюсь понять безуспешно
В чем согрешил я тогда
                   и за что был ушиблен всевышним
Чем не потрафил Ему?


Если кто вдруг забыл, о чем речь: «На реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали тебя, Сион»… Многие страницы Танаха, писания пророков, книги Эстер, псалмы, напоминают нам про Вавилонский плен. Это было великое и трагическое событие в жизни Израиля, случившееся в 6 веке до нашей эры. Вавилон был могущественным государством древнего мира. И вот, после серии иудейских антивавилонских восстаний, царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разрушил великий Храм и увел в плен большую часть еврейского народа… Этот плен продолжался почти 70 лет, и вернуться на родину и вновь отстроить Храм евреям удалось только после того, как Вавилон захватили персы. Здесь, в плену, под тяжестью постигшего иудеев испытания и вдали от обетованной земли, у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в своих прежних согрешениях, укреплялась вера в справедливого и милостивого Б-га. Им удалось сохранить главное – Тору и навыки жизни по закону Б-жьему Этот опыт сохранения верности Б-гу и исполнения Его заповедей в невыносимых, казалось бы, условиях навсегда стал опытом Израиля, скорбным опытом повторявшегося вновь и вновь в веках галута – изгнания и рассеяния среди стран и народов земли.


А у вас есть любимые тексты про вавилонский плен? Накидайте их к нам в комменты?

Tags: Стихи
Subscribe

  • Все дома

    Такие кольца в Средневековой Европе и в Европе Нового времени часто дарили жениху и невесте. Домики символизировали дом, который пара построит…

  • Котеги!

    Слушайте, а это только нам кажется, что они похожи?

  • Неупиваемое нечто

    Слушайте, а тут есть специалисты по пиву? Объясните нам, пожалуйста, это чо и поступать с ним как. То есть оно, конечно, сосуд для пива, но...…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments